Главная | Народная культура | СТИХИ СВЯТИТЕЛЮ МИТРОФАНУ

Веселье и разгул святочных вечеров заканчивались Крещением

Крещение. (Богоявление).

И. Снесарев дает обозначение малороссами праздника Крещения: «Вечер Богоявленія, по руски «свечки», по-малороссійски «голодна кутя». И этот праздник сопровождался приготовлением обрядовой еды. Собиратель фольклора тщательно записывает народные рецепты приготовления кутьи и взвара (компота). Одним из обязательных блюд была кутья, ее готовили из зерен злаков, смешивая с сухими ягодами. Ягоды, как и зерно, имеют символику постоянного возрождения жизни, поэтому очень важно было употребление такой еды в наступающем новом году для крестьян. Этот обычай сохранился и в 20 веке. Снесарев так описывает приготовление кутьи и взвара у малороссиян:

«Каждый малоросаянинъ въ этотъ день готовитъ себ№ въ пищу пироги съ капустою или съ горохомъ, кутью и взваръ все непременно.

Кутья приготовляется такъ: берутъ сколько кому угодно ячменя и обталкиваютъ его въ мельничныхъ ступахъ, отделивши кожицу отъ цлаго зерна, варятъ изъ цлыхъ зеренъ густую кашу; взваръ же приготовляется такъ: берется одна часть сушеныхъ яблокъ и грушъ и одна часть сушеныхъ ягодъ, это все смешавши вмЄстЄ, варятъ, и это называется у нихъ взваръ, или лучше сказать: взваръ есть ничто иное, какъ компотъ или отваръ в емкихъ, у кого какіе окажутся на лицо фруктовъ, смотря по состоянію домохозяина; когда эти два кушанья сварятъ, то наславши сена въ углу подъ святыми, ставятъ оные въ углу подъ святыми на сєнЄ; кутью они употребляютъ съ сытою или съ распущен- нымъ жидко въ вод медомъ; а взваръ самъ по себе особенно, только въ этотъ день и то уже по восхожденіи вечерней зарницы, а весь день проводится въ совершенномъ посте

Научно-популярное

НЛО

Суеверия и Фольклор

Паранормальное

Космология