Главная | Народная культура | СТИХИ СВЯТИТЕЛЮ МИТРОФАНУ

Такие виды гаданий сохранились и в 20 веке.

Далее автор описывает встречу Нового года сельчанами, которые искусно определяют время полночи по звездам, а затем молятся Богу об удачном годе.

«Новый годъ встрчаютъ у малороаянъ простолюдинъ очень просто, - гд есть сельская приходская церковь, тамъ, по звону колокола, большой и малый собираются къ заутрени, а гд нтъ церкви, то ста- рикъ отецъ узнавши по звздамъ, что уже прошла полночь (а простолюдины очень искусно и неошибочно могутъ узнавать полночь и скорое приближеніе свта по звздамъ) будетъ своихъ чадъ и домочад- цевъ и, зажегши свчи у Св. Иконъ, молятся Творцу, дабы Всевьішній благословилъ новое лто».

Утром Нового года мальчиками совершался обряд «посевания», во время которого они посыпали избы и хозяев зерном, исполняя при этом обрядовые песни. Этот обряд совершался с целью обеспечения благополучия, основывался на аграрной магии.

Гд есть храмы, то по выход изъ заутрени, гд же нтъ, то какъ только покажется утренняя заря, мальчики лтъ десяти собираются толпами и отправляются поздравлять своихъ соседей съ новымъ го- домъ, - поздравленіе это состоит въ слдующемъ: каждый мальчишка, а по нашему хлопецъ, держитъ при себе рукавицу, наполненную смесью: пшеницы, гречихи, проса, овса и ячменя (здесь следует отметить о разнообразном составе злаков в рукавице; сохранился весь об-

ряд и в 20 веке...) и вшедши въ комнату цлымъ дсяткомъ берутъ изъ рукавицы и дружно бросаютъ эту смсь на иконы приговаривая:

На щастья, на здоровья,

На новый годъ,

Роды Боже жыто, пашныцю! Авичку пашныцю!

Будте здоровы, зъ новымъ го- домъ,

Зъ празныкомъ, зъ Васылiямъ

Ходывъ Илья на Васылья, Заросывся, замочывся;

Богъ 1ого зна де волочывся; Де Богъ ходе тамъ жыто роде Жито пшыныцю и всяку паш- ныцю

Будте здоровы зъ новымъ годомъ и пр.

Пророк Илья показывается как обычный крестьянин, вышедший на заре из дома и прошедший по росе, намочил одежду. Крестьяне связывали образ Ильи пророка с древним божеством грома и молнии, небесной влаги - Перуном, поэтому действие в зимней обрядовой песне, описываемое Снесаревым, относится к лету. Это понятно, потому что крестьянин думал о урожае будущего года.

«Этимъ поздравителямъ, если достаточный малороаянинъ дастъ грошъ на всхъ или по варенику или по ломтю паляницы и съ тмъ отправляетъ своихъ посетителей».

Научно-популярное

НЛО

Суеверия и Фольклор

Паранормальное

Космология