Главная | Народная культура

СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ» А.С.ПУШКИНА (ПОЭТИКА СИНТЕЗА ФОЛЬКЛОРА И ЛИТЕРАТУРЫ)

По общему мнению исследователей, «Сказка о мертвой царевне» А.С.Пушкина - это сказка о верности и об истинной и мнимой красоте. Потому, по словам Д.Н.Медриша, она «самая лиричная, самая трогательная» (1, 4).

Ученые сходятся также в том, что это сказка - поэма. Все это, бесспорно, так. Однако этими определениями идейно-художественное богатство и своеобразие «Мертвой царевны» не исчерпывается. Само причисление ее к жанру поэмы-сказки, а также присутствие в ней ряда реминисценций из других пушкинских произведений заставляют

предположить наличие в этой сказке сложной многоуровневой структуры, вобравшей в себя смысловые коды разных фольклорных и литературных источников и слившей их в единое нерасторжимое идейно-художественное целое.

На первом плане, конечно, сказка, опирающаяся на фольклорный сюжет, который кратко может быть обозначен так: царевна у братьев-богатырей. В пушкинской сказке воспроизводятся основные звенья этого сюжета: завязка - решение царицы- мачехи погубить царевну, кульминация - отравление царевны и ее похороны, развязка - воскрешение царевны и свадьба. Логика сюжетного движения здесь так же, как и фольклорный канон, передает
мысль о неизбежной победе добра над злом. Однако Пушкин изменяет и усложняет фольклорный сюжет.

Прежде всего, у Пушкина один персонаж начинает выполнять функции, разделенные в фольклорной сказке между разными персонажами. В фольклорном сюжете, записанном самим Пушкиным, 12 братьев, в доме которых поселилась царевна, только богатыри-разбойники, враждующие с другими 12 богатырями. (Эта линия сказочного повествования развернута в отдельный сюжетный ход с тройственным повторением фольклорных эпизодов.) А в качестве жениха царевны выступает другой персонаж - царевич, который находит прекрасную мертвую девушку, влюбляется в нее и женится на ней. Сама царевна последовательно меняет свои функции: сначала она выступает в роли помощницы и даже спасительницы братьев- богатырей, а затем - в роли прекрасной невесты.

В пушкинской сказке - 7 братьев-богатырей. Описанию их охотничьих занятий и вражды с иноверцами отведено лишь несколько строк. На первый план выходят другие функции - «женихов» царевны, ее «братцев родных» и просто «добрых людей». А царевна, лишившись роли помощницы братьев-богатырей, предстает одновременно как заботливая хозяйка дома, как любящая сестра и как хранящая верность своему суженому (королевичу Елисею) невеста. В новой роли выступает и новый персонаж пушкинской сказки пёс Соколко: кроме сторожевой функции, которую собака обычно выполняет в фольклорных сказках, Соколко тоже наделяется высоким человеческим чувством преданности, верности, которое для него сильнее смерти. Так, Пушкин, опуская необязательные, «случайные» звенья фольклорного повествования и вводя обязательные, необходимые, усложняя и переакцентируя функции персонажей, за внешним, фольклорно-приключенческим сюжетом

«открывает» внутренний сюжет, который несет мысль об истинно человеческих чувствах и отношениях как о высшей ценности бытия. Для углубления этой основной идеи Пушкин перестраивает еще два народно-сказочных сюжетных «хода», которые искусно вплетает в главный сюжет. Они не развернуты в полновесные сказочные повествования, но таят в себе исконный общечеловеческий смысл. Так, в экспозиции произведения даются исходные звенья фольклорной сказки о мачехе и падчерице: смерть матери девочки, женитьба отца на другой, которая, несмотря на скромность и трудолюбие падчерицы, возненавидела её и хочет извести. Этот сюжет изначально является носителем мысли о внутренних достоинствах человека как его главных качествах, в народном представлении заслуживающих высшей награды: жениха-царевича и свадебного пира на весь мир. Этот смысл, несомненно, сохраняется и в пушкинской сказке. Однако он усложняется и углубляется.

Научно-популярное

НЛО

Суеверия и Фольклор

Паранормальное

Космология