Главная | Народная культура | СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ» А.С.ПУШКИНА (ПОЭТИКА СИНТЕЗА ФОЛЬКЛОРА И ЛИТЕРАТУРЫ)

Повествование о жизни царевны у семи богатырей.

Недаром оно составляет центральную часть произведения. Здесь важно и поведение царевны, и ответная реакция братьев-богатырей. Как всегда, Пушкин опирается на фольклорную формулу и фольклорный сюжетный ход, но, убирая лишние, с его точки зрения, звенья сюжета, раскрывает внутреннюю логику взаимодействия героев. Так, в поведении как фольклорных, так и пушкинских персонажей одинаково реализуется сказочная формула «Коли красная девица, / Будь нам милая сестрица» и сюжетный принцип «парных функций» (В.Я.Пропп). Однако в фольклорной сказке этот принцип организует внешнее действие:

братья-богатыри приютили заблудившуюся царевну, она в ответ помогает им избавиться от двенадцати вражеских богатырей. У Пушкина же такому принципу «ответного» действия подчиняются чувства персонажей. Так, любовь и забота царевны порождает любовь к ней у братьев-богатырей; ласковое отношение царевны к псу Соколко превращает его в преданного друга и защитника, готового ради нее пожертвовать своей жизнью. Пушкин показывает, что чудо любви и взаимопонимания заставляет даже животное вести себя по-человечески, а людей соединяет в единую согласную семью. В этом и состоит главная функция добра. Недаром Пушкин заканчивает сцену несостоявшегося сватовства финальной сказочной формулой: «И согласно все опять / Стали жить да поживать» (4, 234). Сюжет еще не завершен. До настоящего финала еще далеко. Но «волшебные помощники» царевны (ее добросердечие, заботливость и правдивость) уже одну важнейшую функцию выполнили: помогли семи богатырям

избежать соперничества между собой из-за царевны и сделали их и царевну родными людьми не по крови, а «по человечеству». Так в поведении сказочных персонажей проявляются те нравственные нормы и правила, которыми люди, по мнению Пушкина, должны всегда руководствоваться в своих поступках и в отношении друг к другу.

Но самое большое чудо творят любовь и верность, соединяя двух любящих людей в крепкую согласную семью. Семья, по мысли А.С.Пушкина, - это высшая форма объединения людей, поскольку в ее основе лежат общечеловеческие ценности. Именно поэтому в основном сюжете пушкинской сказки реализуется стремление царевны и королевича Елисея к окончательному соединению.

Соединение людей в семью как в широком, так и в узком смысле этого слова в понимании народа и Пушкина - венец счастья для человека и общества. Однако путь к этому счастью труден. Поэтому коллективный автор - народ и индивидуальный автор А.С.Пушкин заставляют своих сказочных героев пройти ряд испытаний, прежде чем стать участниками знаменитого «пира на весь мир». Сама эта формула образно воплотила мысль о всемирном объединении людей на основе общечеловеческих ценностей как высшей цели человечества. И народ, и Пушкин приводят своих главных героев к брачному пиру через преодоление трудностей, но трудностей разного рода.

Если «фольклорные» испытания организуют исключительно антагонисты героини («мачеха», «12 других богатырей»), но испытания героев пушкинской сказки переносятся в сферу их чувств. Такие испытания проходят не только главные герои (царевна и королевич), но и богатыри, Соколко.

Научно-популярное

НЛО

Суеверия и Фольклор

Паранормальное

Космология