Главная | Народная культура | Концепт «дистанция» в волшебной сказке

Отрезок пространственной протяженности «земля - поднебесье»

Отрезок «земля - поднебесье (средняя точка между небом и лесом)» является количественной характеристикой высоты полета волшебного коня. Для репрезентации данного концепта выработана устойчивая формула «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Приведем примеры.

...поднялся жеребец выше леса стоячего, ниже облака ходячего и полетел по поднебесью быстрей сильного ветра.

Его добрый конь возъяряется, от сырой земли кверху подымается, что повыше леса стоячего, пониже облака ходячего...

... волшебный конь от земли отделяется, выше лесу подымается, что повыше леса стоячего, пониже облака ходячего.

... и скачет конь выше леса стоячего, ниже облака ходячего, горы, реки и озера меж ног пропускает, поля-луга хвостом устилает.

Можно предположить, что наличие концепта «дистанция от земли до поднебесья», вербализованного приведенными выше примерами, - отражение представлений о многоярусном устройстве Вселенной, каждый ярус которой может члениться далее.

2.Объединенная модель «Космос + Дом»

В рамках указанной модели дистанция от земли до неба измеряется относительно жилища.

«Как известно, структура «жилища», «дома» в сказке сопоставляется со структурой мира таким образом, что дом представляет собой модель универсума». «.дом воплощает в миниатюре идею Вселенной.». «В усадьбе земледельца заключалась модель Вселенной». Итак, если дом - аналог Вселенной, то можно предположить, что рассматриваемая модель измерения дистанции - вариант макромодели и здесь будут действовать аналогичные принципы.

А.К.Байбурин, исследовавший семантический комплекс «жилище» в представлениях восточных славян, пришел к выводу, что горизонтальная плоскость восточнославянского жилища четырехчастна, а вертикальная - трехчастна, как и в общей пространственной модели мироздания. «Две границы (пол и потолок) делят ее вертикальную плоскость жилища> на три зоны (чердак, жилое пространство и подполье), каждой из которых приписывается определенное содержание. При этом следует иметь в виду, что эта трехчастность, будучи поздней по своему происхождению, тем не менее соотносится с более архаической моделью, при которой в роли границ выступали крыша и земляной пол, делившие космическую вертикаль на небо - дом - подземелье».

Таким образом, вертикальная структура дома иерархична и включена в иерархическую структуру мира. Кроме того, в архаической модели мира дом, как и мировое дерево и мировая гора, мыслится расположенным в сакральном центре. Эта картина мира контаминируется в волшебной сказке с дендроцентрической моделью мира, в результате получается образ мирового древа, прорастающего через все ярусы дома и уходящего в небо. В рамках этой смешанной модели реализуется концепт «дистанция до неба».

Ситуации, в которых происходит измерение дистанции в указанном плане, однотипны во всех сказках: персонаж роняет семя (горошину, боб, желудь) под пол, оно прорастает через весь дом до неба. По этому растению или лестнице, приставленной к нему, герой попадает на небо, в «иной» мир.

В исследуемом корпусе текстов представлен один пример полной парадигмы измерения дистанции до неба (подвал - пол - потолок - крыша - небо):

Пустил мужик петуха в_подвал;петух там нашел горошинку и стал кур скликать. Мужик услыхал про находку, вынул петуха, а горошинку полил водою. Вот она и начала расти; росла, росла - выросла до полу.Мужик пол прорубил, горошинка опять начала расти; росла, росла - доросла до потолка. Мужик потолок прорубил, горошинка опять росла - доросла до крыши. Мужик и крышу разобрал, стала горошинка еще выше расти; росла, росла - доросла до небушка.

Остальные примеры представляют трансформированную парадигму. Трансформация происходит двумя способами: путем пропуска членов полной парадигмы и путем расширения парадигмы за счет дальнейшего членения одного из ее компонентов.

Научно-популярное

НЛО

Суеверия и Фольклор

Паранормальное

Космология