Главная | Народная культура | УКАЗАТЕЛЬ СЮЖЕТОВ, МОТИВОВ, ИХ ВАРИАНТОВ В СБОРНИКЕ «БЫЛИЧКИ И БЫВАЛЬЩИНЫ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ»

Одна старушка пасла корову на лугу.

Например: «Одна старушка пасла корову на лугу. Устала, легла на траву и стала смотреть в небо. Вдруг видит - по небу идут два человека, сами высокие, в красивых одеждах. Шли они и о чём-то разговаривали, спорили. Долго она лежала и наблюдала за ними, пока они совсем не ушли». (Записано в с.Спасское Семилукского р-на Воронежской обл., от Сухаревой Е. Г. , 1933 г.р. Запись Глотовой О. В., 1997 г. АКТЛФ)

После изложения быличек публикуются поверья, воронежские заговоры и молитвы, которые направлены против колдунов и нечистой силы (заговоры от колдунов, от порчи, от сглаза, от испуга, от криксы, от ячменя, сибирки, килы, зубной боли, от пожаров, от мора и падежа скота, от сглаза коров). Воронежские заговоры, как и былички, публикуются впервые.

Большое количество записей быличек говорит о том, что это по- настоящему развивающийся фольклорный жанр, переживающий, на наш взгляд, свое новое рождение. Поэтому мы имеем множество разнообразных вариантов сюжетов, множество вариантов обликов самих мифологических персонажей. Составляя сборник, мы решили включить в него как можно больше вариантов различных сюжетов быличек, чтобы в сознании читателя возникла впечатляющая картина мифологического сознания, охватывающая различные сферы жизни человека.

Полученные материалы, повествующие о мифологических персонажах современного южнорусского фольклора, позволили определить высокую степень устойчивости и в то же время изменчивости мифологических представлений. Не все мифологические персонажи одинаково распространены в народном сознании. Отдельным персонажам посвящено множество быличек, другим - единицы.

819 воронежских быличек по степени распространения распределяются следующим образом:

1. Былички о ведьме - 312
2.
3. Былички о домовом, домовихе, сеннике, амбарнике - 235
4.
5. Былички о мертвеце - 56
6.
7. Былички о черте и нечистой силе - 37
8.
9. Былички о русалках - 35
10.
11. Былички о лешем - 19
12.
13. Былички о снах, предвестиях, гаданиях - 17
14.
15. Былички о воронежских привидениях - 17
16.
17. Былички об НЛО - 13
18.
19. Былички о кладах - 12
20.
21. Былички о Бабае - 8
22.
23. Былички о баннике - 7
24.
25. Былички о водяном - 6
26.
15. Былички о женщине в белом - 6
16.
27. Былички о проклятых - 5
28.
17. Былички об оборотнях - 3
18.
19. Былички о вампирах - 2
20.
21. Былички о кикиморе - 2
22.
23. Былички о небесной силе - 2
24.
25. Былички о черте - огненном змее - 1
26.
27. Былички о полевом - 1
28.
29. Былички о святочнице -1
30.
31. Поверья - 22
32.
На первый план, как мы видим, выходят рассказы, посвященные ведьме и колдунам, затем - домовому, и лишь затем - мертвецам, черту и русалкам и другим персонажам. Причем, былички о домовом и ведьме по степени распространения во много раз превосходят другие. Остальные персонажи представлены гораздо слабее и фрагментарнее. Это видно из «Указателя сюжетов и их вариантов», относящихся к различным мифологическим персонажам, представленного в конце данной статьи. Но тот факт, что другие образы (банник, проклятые, оборотни, вампиры, кикимора, огненный змей, полевой, святочница) хоть в какой-то мере отмечаются в опросах населения, все равно говорит об их присутствии в народной памяти.

Итак, перед нами выстраивается разнообразная картина демонологических представлений современного населения Черноземного края. То, что перед нами только персонажи низшей мифологии - вполне естественно. Ведь славянская мифология, как известно, представлена, в основном, низшей мифологией. Ввиду того, что язычество и верховные боги (Перун, Велес, Мокошь) были запрещены, в крестьянском быту закрепилось только представление о календарных богах и, особенно, о разнообразных духах природы и различных сфер деятельности человека. Поэтому в нашем сборнике быличек и бывальщин Воронежской области мы встретим только образы персонажей низшей мифологии.

Все былички строятся в основном на одном мотиве или варианте. Но есть в собрании воронежских быличек о ведьме отдельные тексты, в которых обобщаются разные свойства персонажа. Такие былички мы выделили в две группы («Оборотничество ведьм», «О ведьме (разные свойства)»).

Научно-популярное

НЛО

Суеверия и Фольклор

Паранормальное

Космология