Главная | Научно-популярный блок | О параллельных путях истории и Конце Света.

Любовь и свобода как фундаментальные факторы истории

(постановка проблемы в христианском аспекте)

Величайшим благом цивилизации, предоставляемым нам, является возможность жить не по злу, возможность не творить и не умножать зла. Действительно, в благоустроенном обществе европейского типа вся жизнь граждан отрегулирована законами и разумным устройством государства.

Здесь в результате долгого и последовательного претворения в жизнь гуманистической доктрины реализован идеал безопасности, стабильности, гарантий прав человека1. Высокоразвитая технология и дисциплина производства на Западе обеспечивает высочайшую производительность труда и всеобщий достаток.

Но несмотря на все эти достижения, величайшее благо цивилизации является и здесь самым невостребованным. Здесь, в Европе, отнюдь не воцарился рай земной. Зло не только не исчезло из жизни, нет, оно разрастается и все чаще приобретает немотивированный, извращенный характер аморализма2. Зло как бы отбрасывает фиговый листок социальной обусловленности, оно кристаллизуется и выступает открыто и агрессивно. Оно стремится перевернуть все понятия с ног на голову, оно стремится занять место добра. Зло ради зла претендует на роль наивысшего выражения человеческой свободы и творчества3.

Налицо кризис духовности западного человека, той духовности, которая была порождена столь много обещавшим Ренесансом, Реформацией и Просвещением. Исходной точкой для развития этой духовности стал человек, такой, каким бы он мог быть в идеале, он же стал и мерилом для всех достижений политики, экономики, культуры. Конечно, стал на словах, как знаковый символ прогрессивного развития. Именно тогда стали писать Человек - с большой буквы. Будущему Человеку поклонялись величайшие мыслители, художники и поэты европейского Возрождения. Этот идеал утверждался как нравственная основа современной цивилизации.

Никакая цивилизация не может существовать без духовной основы, без идеалов и нравственного оправдания своего развития. По моему убеждению, основой развития всякого человеческого сообщества в любое время является стремление людей к расширению своей свободы. Но понимание - что такое свобода, радикально различается в разные исторические эпохи и в разных регионах. Все своеобразие путей развития различных цивилизаций выражает различие понимания свободы в различных сообществах. То есть, смысл, вкладываемый людьми в понятие свобода, является фундаментом формирования идеалов, нравственности и, вообще, ценностной ориентации общества.

Например, в архаических доисторических сообществах свобода понималась людьми исключительно как произвол, как отсутствие препятствий для выполнения своих потребностей и желаний.

Соответственно, средствами для достижения такой свободы служили грубая сила, хитрость, жестокость. О нравственности и речи не было, её заменяли инстинкты. Первые проблески нравственности проявились в связи со становлением такого общественного института, как семья. Это положило начало общественному и социальному структурированию человеческих сообществ, потому что члены семьи брали на себя нравственное обязательство соблюдать интересы своих сородичей и всего клана в целом. Разумеется, такая нравственная система поддерживалась жесткой вертикалью руководства и авторитетом руководителей клана.

Понимание свободы в этот патриархальный период имело радикальное отличие от архаического. Свобода трактовалась уже как норма общественных отношений, а не как произвол личности. В связи с этим и в связи с происходившим в результате борьбы кланов разделом власти и влияния, появились первые законы и принципы управления государством. Однако лишь античная эпоха принесла понятие о гражданском обществе и развитую правовую систему.

Разумеется, путь к утверждению гражданских свобод в античную эпоху был долгим и кровопролитным. Да и само понятие гражданства было достаточно узким, это был привилегированный круг, охватывавший меньшую часть населения. Однако античное гражданское общество сформировало развитую систему духовных ценностей, среди которых важнейшее значение имеют нравственные ценности. Именно тогда появились нравственные категории, которые и сейчас воспринимаются нами как необходимые: патриотизм, честность, достоинство, права и долг гражданина. Следует заметить, что характерными особенностями античного гражданского общества были экономический либерализм и религиозный плюрализм.

Научно-популярное

НЛО

Суеверия и Фольклор

Паранормальное

Космология