Главная | Народная культура | УЛИЧНЫЕ ГУЛЯНИЯ НА МАСЛЕНИЦУ | Кулачные бои

Какова же была роль кулачных боев в масленичной обрядовости?

Это была из главных ритуализированных форм досуга, целями которого были не только удовольствие и потеха, а обеспечение хорошего урожая в предстоящий земледельческий сезон. По многочисленным этнографическим свидетельствам победа той или иной стороны обеспечивала хороший урожай летом [Горбунов, 1992, 192]. В кулачных боях видят отголоски мужских воинских союзов с некоторыми архаичными формами ритуального военного/борцовского - поведения в мирной бытовой ситуации [Бернштам, 1988, 93-95]. Случаи бытования борьбы вместо кулачек в воронежских материалах есть. Например, в с. Петровском Борисоглебского района «кулачные бои не устраивались, а была борьба. Два мужика - они боролись на поясах. Пояса такие, полотенца завязывают, раздеваются до пояса, галифе у них были и яловые сапоги. Они начинают бороться. Один другого свалит, тот пока поднимется, этот его уже натузил. И руки почему-то надо было завязать своим поясом» (ВГУ АКТЛФ, 2004).

Однако в кулачных боях и борьбе участвовали не только мужчины всех возрастов и мальчики, начиная с 10 лет. Нередко между собой бились и женщины: «На кулачки бились на мосту. И бабы закатывали рукава» (с. Першино, Нижнедевицкий р-н, ВГУ АКТЛФ, 2006), то фиксируется и в других регионах. Например, а в Нижегородской губернии на Масленицу дрались партии баб, чтобы лен родился [Горбунов, 1992, 193-194].

Кроме этого, исследователи отмечают еще одну важную обрядовую функцию кулачных боев, реализуемую на Масленицу - поминовение умерших предков. Известный этнограф Д. К. Зеленин но этому поводу писал: «Мы считаем кулачные бои отголоском древней тризны, которая принимала форму состязаний у могилы умершего («дратися по мертвецы»)». С этой точки зрения кулачные бои были направлены на противодействие губительному действию смертоносной силы и вместе с тем на обеспечение помощи умершего живым.

Научно-популярное

НЛО

Суеверия и Фольклор

Паранормальное

Космология