Главная | Народная культура | ВОКАЛЬНЫЕ ПРИЁМЫ В ТРАДИЦИОННОЙ ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

этнографический ансамбль

Особого внимания заслуживает этнографический ансамбль старшего поколения. На основе анализа их творчества и построено данное сообщение. Состав ансамбля давно сложившийся, состоит он из шести певиц, каждая из которых выполняет свою функцию в коллективе.

Выделим только заглавные - запевалы и подголоска, так как по выражению традиционных исполнителей от их мастерства зависит общее звучание ансамбля. Вот как говорит об этом Шишкина Вера Васильевна из соседнего села Прудки: «Первай голас - эта лучшай игрок должен быть! И хто запевая!! Вот у нашем хару - скажи там каму- нибудь: «Разачни карагоднаю песню!» Так ведь он разачне ее хто знай куды. Паэтаму, Таня, я запеваю сама!».

Функцию лидера, запевалы выполняет Лопатина Мария Г ригорьев- на (1930). Яркий самобытный талант, природное высокохудожественное вокальное мастерство, дар импровизатора, глубинное знание традиции сделало её негласным руководителем ансамбля.

Функцию верхнего голоса, так называемого подголоска, разделяют меж собой Маняхина Наталья Ивановна (1952) и Сапрунова Мария Никитична (1932).

Традиционная культура представленного села сравнительно позднего формирования, так как заселение этих мест было связано со строительством в XVII веке одного из оборонительных рубежей Московского государства - Белгородской засечной черты. Заселяли рубежные сторожки служилые люди в среде которых, по мнению В. М. Щурова, и сложился особый песенный стиль, где самым интересным и ярким стало явление протяжной широкораспевной песни. Как ни в каком другом жанре на Юге России здесь аккумулировались и самобытно проявились художественные эталоны народного традиционного пения. Каковы же они?

Первое, что обращает на себя внимание - звучная манера вокализации, сочность, красочность тембров, напряжённая тесситура, приподнятый тонус, радостная эмоциональность исполнения.

Далее, что хотелось бы отметить - необычайную «кантиленность», протяжность в звучании нижнепокровского ансамбля. Однако, очевидная «неделимая» кантилена на слух, как бы рассыпается на отдельные «пазлы» при знакомстве с нотным материалом. В нотографиче- ской записи практически отсутствуют крупные длительности, так называемые длинные ноты, столь желаемые для протяжности и кантилены, и, напротив, пестрит обилие мелких ритмических фигур, всевозможных форшлагов, подъездов, сбросов, киксов, глиссандирующих интервальных связок, пауз. Все перечисленное направлено исключительно к одной цели - развитию звука как такового.

Например, форшлаги к ноте сверху, подъезды, сбросы, выполняют функцию оптимизации процесса звукоподачи. Каждая нота с форшлагом становится более мощной, яркой, маркатированной.

Такую же функцию выполняют паузы и словообрывы. Особенно выразительны они в запевах и кадансах. Они играют роль своеобразного импульса к порождению следующего звука.

Одним из наиболее характерных, часто употребляемых средств художественной выразительности в традиционном исполнительстве по- кровцев является мелодическое заполнение условно широких интервалов. Практически невозможно встретить «пустой» незаполненный мелодический ход на терцию, он всегда связан проходящей секундой.

Другим не менее важным и излюбленным является прием дробления крупных длительностей. Крупные длительности умышленно дробятся исполнителями на более мелкие, причем на каждое такое дробление обязательно приходится новая гласная буква.

Скажем так, перечисленные зримые факторы художественной выразительности, устремленные к кантилене и протяжности, по сути своей дают новые свежие импульсы к продолжению продлению звука, ибо звук - явление физическое, которое без развития сходит на нет.

Однако это всего лишь надводная часть айсберга исполнительской манеры ансамбля Нижней Покровки. Другая, скрытая часть - это собственно протяжный звук. Трудно представить объем звукового пространства, как и любого пространства с границами, ничем не наполнив или не измерив его. Для достижения особой протяжности, кантилены звучания народными певцами используется прием наполнения каждой длительности более мелкими длительностями. В каждой половинной отчетливо слышны две четверти, в свою очередь в четвертях - по две восьмые и так далее. Безусловно, такое наполнение звука изнутри не дает потеряться эффекту исключительной кантилены.

Научно-популярное

НЛО

Суеверия и Фольклор

Паранормальное

Космология